Направления работы
В современных условиях предпрофильное и профильное обучение нужно для того, чтобы учащиеся могли определиться в выборе будущего профиля обучения и будущей профессии. Цели определяют принципы, в соответствии с которыми строится процесс обучения. Прежде всего это вариативность и свобода выбора учащимися элективных курсов, благодаря чему должно состояться самоопределение учащихся, формирование их личной ответственности за сделанный выбор.
На основании документа «Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования» ( МО РФ РАО, Москва 2002) и опыта работы школы над методической темой «Уровневая дифференциация – непременное условие успешного обучения и воспитания каждого школьника» считаем наиболее приемлемой формой профильного обучения – модель внутришкольной профилизации (многопрофильное общеобразовательное учреждение).
Выбранная нами модель позволит:
• создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;
• способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям учащихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;
• обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;
• расширить возможности социализации учащихся.
Выбранная нами модель учитывает общественное мнение учащихся 8-х классов и их родителей (по результатам анкетирования):
• у большинства учащихся и родителей не сформировалось устойчивое мнение о выборе профильных предметов;
• учащиеся затрудняются в сознательном профессиональном самоопределении;
• наблюдается большое разнообразие в выборе предметов с углубленным изучением ( см. примерный учебный план, учебные предметы для профильного обучения).
Модель внутришкольной профилизации (многопрофильное общеобразовательное учреждение) позволит нам ориентироваться не на конкретные профили, а предоставить школьникам возможность в полной мере осуществлять свои индивидуальные профильные образовательные программы за счет значительного увеличения числа профильных и элективных курсов.
Школьный методический совет рассмотрел примерные учебные планы для некоторых возможных профилей. В соответствии с Приложением № 1 к письму МО РФ от 09.07.2003г. № 13-51-144/13 ( «Выбирая различные сочетания базовых и профильных курсов и учитывая нормативы учебного времени, установленные СанПиНами, каждая школа, а в принципе и каждый ученик вправе формировать собственный учебный план. Такой подход предоставляет образовательному учреждению широкие возможности организации одного или нескольких профилей, а учащимся – в выборе профильных и элективных курсов, которые в совокупности и составят его индивидуальную образовательную траекторию.») ШМС рекомендовал педагогическому совету рассмотреть учебный план для универсального обучения. Данный учебный план более соответствует избранной нами модели внутришкольной профилизации.
Данный учебный план и модель внутришкольной профилизации (многопрофильное общеобразовательное учреждение) явятся основой для работы над методической темой школы «Индивидуально - образовательный маршрут учащихся как средство реализации профильного обучения» с 2005-2006 учебного года.